ЖКХ

Всех в «общий котел»? В Минстрое не исключили ликвидацию системы специальных накопительных счетов по капремонту МКД


/FOTODOM

В Минстрое России всерьез задумались о дальнейших путях совершенствования системы капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). На днях эту тему в ходе «Прямого разговора» с участием глав муниципальных образований затронул министр Ирек Файзуллин. В том числе, он указал, что спецсчета по капремонту МКД показывают не самую высокую эффективность, в связи с чем в настоящее время в Минстрое России изучают возможность отказа от них при реализации региональных программ капремонта. Предполагается, что если все взносы граждан на капремонт будут аккумулироваться в «общем котле», это сократит число злоупотреблений и повысит качество работы в домах, находящихся под управлением товариществ собственников жилья (ТСЖ).

«Не все, конечно, регионы готовы это предложение поддержать, но общая касса позволяет создать более эффективный механизм и повысить финансовую устойчивость региональных операторов», — сказал министр.

Ситуация со спецсчетами действительно складывается не лучшим образом, и в домах, которые ремонтируются за счет накопленных на них средств, проблем зачастую больше, чем в тех, что ремонтируются из «общего котла». Эти недостатки и проблемы хорошо известны. Как напоминает запредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Павел Качкаев, ситуация вокруг спецсчетов предметно обсуждалась неоднократно, и хотя предпринимались меры по стимулированию перехода МКД на спецсчета, пока, к сожалению, никакого значимого прироста в этом отношении не происходит.

Так, по данным Фонда развития территорий, в 2019 году суммарно спецсчетами было охвачено примерно 12% МКД, а на сегодня эта доля выросла лишь до 15%. По мнению Павла Качкаева, такая вялая динамика связана с рядом системных недочетов. И первый (и основной) из них — низкий уровень освоения средств в домах со спецсчетами. Что, впрочем, неизбежно, так как их жителям надо потратить не один год, чтобы собрать средства для реализации хотя бы одного какого-то вида работ. Поэтому и получается, что ежегодное финансирование ремонтов в таких домах и в тех, что приводятся в порядок на средства из «общего котла», отличается разительно. Так, в 2021 г. регоператоры потратили на работы в домах 102% от собранных средств, а со спецсчетов было израсходовано всего 15%, тогда как 85% пошли на совокупный остаток. В последующие годы тенденция не изменилась. За январь-октябрь текущего года было освоено всего 6,5% средств, что были привлечены на спецсчета с января (против 84% освоения из «общего котла»). Из этого вытекает вторая проблема — громадные суммы копятся на счетах в банках, казначействе и т. д. (на сегодня примерно 250 млрд рублей), ежегодно увеличиваясь и при этом постоянно инфляционно обесцениваясь, поскольку деньги регоператоров размещаются всего под 4-6% годовых, для спецсчетов же этот показатель еще ниже.

Как считает Павел Качкаев, для преодоления этих проблем надо принять ряд мер на федеральном уровне. Во-первых, повысить порог, когда идет передача средств со спецсчета в управление регоператору, с 50% до 75%. Такой законопроект уже подготовлен депутатами и находится на стадии внесения поправок. Также следует наконец-то урегулировать вопросы кредитования капремонтов. «Нужно не только иметь льготную процентную ставку для финансирования таких видов работ, но и начать ее компенсировать, как это делается у нас по многим программам», — предложил Павел Качкаев, добавив, что тогда жителям домов со спецсчетами не придется ждать по 10-15 лет, когда у них наконец-то появятся деньги на ремонт.

В свою очередь, зампредседателя профильного комитета Госдумы Светлана Разворотнева отметила, что проблема недостаточных темпов накопления средств на спецсчетах является следствием низкой величины уплачиваемых жителями взносов. Только, пожалуй, в Москве тариф экономически обоснован.

Поэтому необходимо расширить права собственников, чтобы они имели больше возможностей принимать решения о том, сколько и за что платить. «Разница между текущим и капитальным ремонтом имеет искусственный характер. И если дому нужен ремонт — то его надо делать. Чтобы это происходило оперативно, следует законодательно сократить кворум, который требуется собрать жителям, чтобы принять такое решение. Тогда и дома со спецсчетами будут ремонтироваться оперативнее», — считает Светлана Разворотнева.

Как полагают законодатели, реализация этих и других мер позволит сделать систему спецсчетов существенно более эффективной, ликвидировать же ее контрпродуктивно. «Все-таки у нас и сегодня есть дома, которые накапливают средства на спецсчетах и очень неплохо их расходуют. Такая форма управления дисциплинирует и объединяет жителей. А ведь мы давно стремимся к тому, чтобы собственники сами управляли общим имуществом. Поэтому вопрос о ликвидации спецсчетов ставить нельзя, и они имеют право на жизнь», — заключил Павел Качкаев.

Анна ОГУРЦОВА, замдиректора Департамента стратегических проектов Минстроя России:

«Необходимо повысить качество использования средств в домах со спецсчетами. В этих целях министерство своим приказом уточнило набор работ, которые должны проводиться в доме при ремонте, и надо ему следовать. Также планируется усилить стройнадзор за этой сферой»

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»